Тема дня

19.12.2018 - 09:22

БИЗНЕС-КЛУБ. Тамара Гардашова: «Я хоть и возрастная девочка, но готова участвовать всюду»

Этот разговор напоминал не размеренную беседу, а, скорее, партию по быстрым шахматам. Так вышло, что нашу собеседницу мы смогли вырвать из пучины своих хлопот всего на 40 минут, но и этого вполне хватило, чтобы пообщаться и даже подзарядиться. Итак, сегодня у нас в гостях бизнесвумен из Советского Тамара Павловна Гардашова — человек, который нас и кормит, и поит, и дает надежду на лучшее. 

 

 - Тамара Павловна, для тех, кто вас не знает, скажите, в какой сфере вы являетесь предпринимателем?  

 - У меня услуги общепита, кафе и кулинария.

 - Как давно вас угораздило попасть в предпринимательство?

 - Предпринимателем я стала в 2003-м году, а в общепит я попала еще в юности, когда закончила учиться на технолога — в 73-м году. И тогда, еще в советские времена, я работала в ОРСах. Как только ОРСы упразднили, с самого первого момента я стала предпринимателем. Официально я зарегистрировалась в 2003-м, но предпринимателем стала гораздо раньше — с начала 90-х. Но раньше же не было ИП, все начиналось с кооперативов. Сначала я занималась торговлей — открыла свой небольшой магазинчик в Агирише, который назывался «Тамара». А потом я переехала в Советский, это было лет 18 назад, арендовала помещение кафе «Тайга», которое находилось в одноименной гостинице на ул. Ленина, а потом сгорело. После этого у меня был ночной клуб «Северное сияние». А потом я наконец-то приобрела свое помещение на трассе Советский — Ханты-Мансийск, дорожное кафе с солнечным названием «Ялта». Это было 15 октября 2011 года.

 - И что собой представляет ваш бизнес на сегодня?

 - Кроме кафе «Ялта» у меня еще теперь есть кулинария «Ялта» (это бывший магазин «Колосок») и кафе «Burgers» напротив Детской школы искусств. Это все три моих собственных объекта. И еще сейчас у меня в аренде кафе «Регион-86», которое я недавно взяла у предпринимателя Бабикова. Так что я — монополистка, как меня называют за два придорожных кафе и два кафе в городе.

Дорожное кафе «Ялта»

 - Вы можете не согласиться с этим, но вы очень похожи на успешного предпринимателя.

 - Да, можно сказать и так. В моем возрасте рискованно этим заниматься, ведь я уже 15 лет как на пенсии. Но сфера общепита — это мое, я здесь как рыба в воде.

 - Несмотря на то, что это одна из самых сложных сфер предпринимательства.

 - Да, это самая сложная сфера. Многие, занимаясь ею, «сдуваются», но не я.

 - Что вы нашли в ней такого привлекательного?

 - Для меня привлекательно то, что это мое дело. Я ничем больше не умею заниматься: ни шить, ни вязать я не могу. И поэтому меня это больше привлекает: я могу давать советы, могу выживать в этой сфере в трудное время, могу находить выходы из лабиринтов. А вы сами знаете, какое сейчас время, надо в такой конкуренции уметь выживать. Мне нравится, что здесь всегда можно себя проявить. Это такое дело, в котором всегда есть, куда двигаться. Сейчас мы проводим разные мастер-классы. Можно помочь кому-то, обслуживать мероприятия. Сейчас я помогаю ветеранам. Они устраивают себе посиделки, а я помогаю: где безвозмездно, где за чисто символическую плату. На днях я накрываю на 100 человек в «Сибири», там будет мероприятие, приуроченное к декаде инвалидов, приедут гости со всего округа. Недавно у них было мероприятие на 60 человек, и я тоже помогала. Раньше в «Тайге» я устраивала посиделки: приходили люди из интернатов, пели под гармошку, а я им готовила кушать.

 - А что самое сложное в вашей работе?

 - Мне сейчас сложно выживать из-за цен, потому что я пытаюсь держать свои цены на прежнем уровне, а расходы все повышаются и повышаются. Не хочу их повышать, терять своих постоянных клиентов. Я 2-3 года не повышаю ценник. Трудно из-за того, что стабильности нет.

 - К вашей сфере всегда с особым вниманием относились разного рода проверяющие. Есть ли с этой точки зрения трудности?

 - Контроль, конечно, есть, это постоянно. Приезжают, проверяют, делают замечания, но это все лояльно. Мы тут же устраняем замечания. В прошлом году было много проверок, но мы с ними справляемся.

 - А как вы оцениваете развитие данной сферы в нашем городе в целом?

 - Я бы сказала, что как открывается много предприятий в общепите, так много и закрывается. Даже огромный и, пожалуй, единственный у нас ресторан «Вавилон», который был востребованным, на сегодняшний день закрыт. Арендатор расторг договор, кажется, в связи с продажей помещения. А ведь перед новогодними праздниками это особенно обидно: они уже насобирали заявки, а их закрыли. Очень жалко ребят.

- Тамара Павловна, вы можете судить, глядя сквозь время, как изменились ваши клиенты? Что чаще празднуют: свадьбы, юбилеи или поминки?

 - Уже три месяца, как я взяла «Регион-86», так там чаще проходят ритуальные обеды. Видимо, из-за того, что кладбище рядом. В городе нет подобной организации, где можно было бы устроить поминки. Я вынашивала идею построить специальную столовую рядом с кладбищем, но мне заломили такую аренду, что для меня эта сумма оказалась неподъемной. Хотела именно построить помещение чисто для ритуальных обедов — возле газовой котельной, ближе к кладбищу, у церкви. Эта земля свободная, мне нужно-то всего полгектара. Я обращалась в район и узнала, что она дорогая. Сейчас эта земля в городе.

Кафе «Регион-86»

 - А как насчет праздников?

 - Их стало меньше. У всех проблемы, займы… народ озабоченный. Раньше у меня в «Тайге» недели не проходило, чтобы день рождения не праздновали, не проводили детские праздники. В «Северном сиянии» был огромный зал, так там было столько свадеб! А сейчас и свадьбы стали как-то меньше: раньше на 100-200 человек накрывали, сейчас — на 40-50. И то люди торгуются, стараются что-то свое принести.

- Ну а люди-то поменялись?

- Нет, они не поменялись, но стали прижимистее. Я даже по дальнобойщикам сужу. Они теперь чаще с собой берут контейнер, кузовок, а к нам заезжают только за чаем или выпечкой. Ищут что-то подешевле. Раньше все дальнобойщики обязательно обедали, сейчас же люди экономят даже на этом.

- Скажите, в чем ваша фишка, секрет успеха что ли?

 - Я держу марку по ценообразованию. Я не выбираю клиентуру, никому не отказываю, потому что клиенты для меня все равны, они меня кормят.

 - Как мне кажется, главная ваша фишка все-таки не в этом, а в том, что вы своей работой просто живете. Как сейчас говорят, 24 на 7.

 - Да, я этим живу. Я одна: семьи у меня нет, поэтому вся в работе. Я замужем за работой, как Путин, который женат на России.

Золотая баба (хант.  Сорни най) — дает здоровье, счастье и богатство

- Тем не менее, наверное, бывают моменты, когда все осточертевает?

- Конечно, это бывает. Мне это не чуждо.

- Легкие стрессы или депрессии?

- Ну, депрессии я себя взять не позволяю. Так, хандра.

 - Как боретесь?

 - Выезжаю. У меня внучка живет в Москве, и я могу поехать туда на недельку: подзаряжусь и возвращаюсь с новыми силами. У меня есть управляющие и в «Регионе», и в «Ялте». Есть сложившийся костяк, и я на них надеюсь, они меня не подводят.

 - Сколько человек у вас работает?

 - Если со всеми вместе, то около 50 человек. Коллектив сложившийся, но с кадрами было очень тяжело. Сейчас никто не хочет работать: все хотят иметь деньги, ничего при этом не делая. Я считаю, что по сравнению с другими предпринимателями, которые мучаются, я чувствую себя немного лучше.

- А ваш новый проект, кулинария «Ялта», как показал себя?

- Там все хорошо. 8 декабря уже была годовщина ее открытия. Я считаю, что она пользуется спросом. Первые три месяца было тяжело выживать, потому что нас еще не знали, приходили чисто за хлебом. Теперь же, когда люди узнали, что там есть все, стало легко. У нас сейчас много заявок. Теперь я могу даже пироги, салаты до порога дома развезти, потому что есть служба доставки.

Кулинария «Ялта»

 - Как вы продвигаете свои услуги?

 - У нас есть реклама, мы постоянно даем объявления на радио. У нас есть своя группа, сайт. Если какие-то акции идут, мы высылаем информацию своим подписчикам, говорим всем, что у нас есть скидки понедельника, скидки для тех, кто устраивает детские дни рождения. У нас есть сертификаты, которые вручают на различных мероприятиях. С «Бизнес-Инкубатором» работаем — они в качестве награды дарят людям наши сертификаты. Брошюрки есть.

 - А откуда вы такие идеи берете? Вы этому где-то учились, или по наитию? Ваша сфера достаточно консервативная, и люди, которые работают в ней еще с советских времен, вовсе малоподвижны в этом плане. А вы прямо профессиональный маркетолог.

 - Я везде и во всем принимаю участие. Меня на совещание зовут — я сразу еду. В колледже недавно проходила учеба, приезжала тренер из Москвы, так я целый день там провела, училась маркетинговым ходам. Всегда всем говорю, что я хоть и возрастная девочка, но готова участвовать в различных семинарах, обучаться. Всегда нахожу на это время, не убегаю от этого.

 - Тамара Павловна, вас не посещают мысли, что уже пора и отдохнуть, что уже хватит на себе все это тащить?

 - Нет, я боюсь этого. Боюсь оставаться дома одна, в окно боюсь смотреть. Для меня это страх — остаться одной, невостребованной. Даже если я нахожусь на выходном и не слышу звонков, то начинаю нервничать, думать, что про меня все забыли.

 - Это бегство от одиночества?

 - Да, меня работа спасает от всего.

 - А силы-то где черпаете?

Банкетный зал, кафе «Регион-86»

 - В работе и черпаю. Я пришла, с коллективом пообщалась, и уже хорошо. Даже в воскресенье пошла на работу, думала, часик побуду, а в итоге вернулась домой только в пять часов.

 - То есть вы ходите на работу, чтобы отдохнуть? А какие-то альтернативы в плане отдыха у вас есть?

- Я выезжаю к внучке. Общаюсь с друзьями, родственниками, мы собираемся и куда-то выходим или выезжаем. Осенью в лес ездим, к речке, на шашлыки. За грибами и ягодами езжу за компанию, но собирать не люблю — я их не сажала.

 - Дача, огород?

 - Ничего у меня нет. Квартира — это все мое пространство.

- А вы рекомендовали бы своим близким, знакомым свой образ жизни?

 - В таком ритме работать не надо. Если есть семья, лучше позволить себе побыть с детьми, внучатами, родственниками. Если бы у меня была здесь семья, я уделяла больше времени ей, не работала бы так много. Будь у меня дети, я была бы лучше с ними: на работу ходила бы реже, отдавала бы предпочтение прогулкам, кинотеатру. Поэтому я говорю всем: если у вас есть возможность, то уделяйте близким больше времени, общайтесь с ними, потому что жизнь проходит быстро.

 - Ну, пусть не в таком ритме, как ваш, но вообще вы рекомендовали бы молодежи идти в такой бизнес?

 - Наверное, да. Молодежи надо идти в бизнес. С моей колокольни, старым взглядом, может, не то видно. Наверняка можно что-то еще внедрить. У меня наметок очень много — например, устраивать детские праздники. Но возраст у меня уже не тот. Я проводила бы детские утренники или тематические вечера для тех, кому за сорок, встречи с одноклассниками. Никогда не видела афиши, которая приглашала тех, кому за… У нас такого нет, но очень бы хотелось. Если молодежь возьмется, я была бы готова что-то подсказать.

 - Какие советы вы дали бы тем, кто решился пойти в бизнес, в частности, в вашу сферу?

 - Набраться терпения. Обязательно прислушиваться к пожеланиям старшего поколения, потому что все, что открывается, направлено, в основном, на молодежь. А вот заведений для старшего поколения нет, и хотелось бы, чтобы они были. Хорошо бы сочетать, делая не только для молодежи, но и для старших.

Еще раз скажу о терпении: его у молодежи нет. Они приходят, на поверхности пенку снимают, а если не получается — руки опускают. С первого раза никогда ничего не получается. Но молодежь чаще хочет все и сразу.

 - А вы в юности не хотели все и сразу?

 - Я не думаю, что хотела. У нас было другое поколение. Тогда мы просто не знали, что такое «все и сразу», мы шли поэтапно. У наших родителей вообще ничего не было, нужно было всего добиваться самим. Они и нас так учили.

 - А что бы вы посоветовали делать представителям власти, чтобы бизнес у нас начал развиваться более быстрыми темпами?

 - Не знаю. Что касается меня, я прихожу в администрацию с любым вопросом, советуюсь. У нас здесь очень хороший торговый отдел, они всегда всем помогают.

 - А история с землей, которую вы так и не смогли получить?

 - Ну, вот с землей загвоздка. Ее аренда не от них зависит. Они посчитали, и получилась сумма — 150 тысяч в год. Вы представляете себе? Я буду год строиться и при этом ни за что отдам 150 тысяч, когда я могу эти деньги на строительство пустить. Есть такие нюансы, но это не от них зависит, потому что есть расценки. В черте города земля столько-то стоит, а буквально через 200 метров — уже столько.

А вообще все идут на уступки, помогают мне. Я сейчас запросила аренду, мне дали 23 сотки под стоянку. Мало, конечно, но Александр Юрьевич Жуков обещал рассмотреть мою просьбу. 23 сотки — это два жилых дома, а как на такой территории фура развернется? Я хочу сделать большую, хорошую стоянку.

Кафе Burgers

 - Тем более предполагается, что скоро здесь пройдет еще одна федеральная дорога.

 - Да, это я уже просчитывала, ездила, смотрела землю в новых местах. Думаю открыть там что-то вроде котлопункта, хотя трассы еще нет. Даже удочку закидывала, и мне сказали, что можно выбрать место. Надо ходить, добиваться, не опускать руки. Я желаю терпения всем предпринимателям. Как у нас в пословице: тебя — в дверь, а ты — в окно.

 - Вы уже привыкли к тому, что если в дверь не выгоняют и окно не закрывают, то это уже хорошо.

 - Я заметила, что в этом году, например, глава города уже провел круглый стол для предпринимателей, хотя у нас никогда такого и не было. Жуков собирал нас, мы сидели за круглым столом и обсуждали проблемы. Это хороший шаг вперед. Администрация показала, что она к нам неравнодушна. Но их тоже жизнь заставила, потому что город разрушает себя за счет сетевиков. Многие предприниматели «сдуваются», потому что сетевики завладели всем, а налоги-то наши уходят, уходит выручка. Взять те же ярмарки — мы приглашаем только посторонних лиц. Там только наличкой расплатиться можно. Почему бы больше наших предпринимателей не задействовать? Я не скажу плохо о других, но если наш общепит поднять, то мы сделаем не хуже няганских, приобских и других. Понимаю еще, когда на ярмарку зовут Ханты-Мансийский рыбзавод, у нас такого нет, но когда к нам приезжает с шашлыками Нягань, то, извините, я этого не понимаю.

- Это конкуренция?

 - Была бы здоровая конкуренция и среди предпринимателей нашего города. Пусть выходят все: армяне, азербайджанцы… но только из нашего города. Чтобы мы чувствовали свой костяк, могли поддержать друг друга.

 - Вот с таких моментов и начинается город, сплоченное общество, а без них — это так, сожительствующие на одной территории.

 - Да, я и говорю, что мы сидим как в норах. Раньше, когда у меня была «Тайга», я могла договариваться с другими нашими городскими из общепита, например, поторговать где-то на мероприятии. А сейчас такого нет, нам не дают быть костяком. Нас и так сетевики «съедают», мы злимся на то, что они забирают у нас выручку. Думаю, власть должна обратить на это внимание, они должны делать так, чтобы мы стали более сплоченными.

 - И все же вы удовлетворены тем, что делает власть?

- Наверное. Но я не молчу, высказываю свои возмущения, даже ругаюсь иногда. Когда приезжаю на ту же ярмарку, то спорю, доказываю, что я права.

Проблемы, конечно, есть. Когда я занималась обустройством «Колоска», сказала, что хочу поставить там клумбы. Мне сказали, что я должна написать заявление, обсудить все с архитектурой. Это абсурд. Вы видели, какой я сделала там магазин?

 - Да, это один из немногих, особенно в сравнении с некоторыми, достойных фрагментов города.

 - Я же делаю это не для себя, а для города. Они же считают, что это лишь ради бизнеса. Но, извините, для себя я бы открыла то, что было раньше, и люди ходили бы по сломанному крылечку — все равно ведь зайдут. И пока не заработала денег, не стала бы даже ремонтировать и благоустраивать. А могла бы и вообще не ремонтировать. У некоторых по соседству уже с крыльца люди падали. Почему руководство города и района на это мало обращают внимание?

 - Ну и почему? Ответьте на этот вопрос.

 - Наверное, там, как и в бизнесе, должно быть больше людей, которые болеют за свое дело. Я советую многим: не ездите на машинах по городу, хотя бы раз пройдитесь пешком. Наденьте темные очки, если боитесь, что вас кто-то узнает. Чтобы видеть все: разбитое крыльцо, поломанные поручни, отсутствующие пандусы, да и вообще общий вид входных групп, торговых точек.

 - Будем надеяться, совместными усилиями мы донесем эти мысли до кого следует… Ух, как быстро наш разговор подошел к концу. Спасибо вам большое за него. Всегда рады вас видеть!

 

В. Турин

ИА "2 ГОРОДА"

 

Материал социально значимого проекта осуществлен на средства гранта Департамента общественных и внешних связей ХМАО-Югры.

5
5178

Комментарии

Аватар пользователя Виктор.
Виктор.
188.18.248.73

Не простая работа. Спасибо! 

Аватар пользователя Гость
Гость
37.200.88.196
Красия деревянная мебель в банкетном зале!!Русью пахнет)
Аватар пользователя Кубано
Кубано
213.87.121.163

Испытываю гордость за таких людей земли Советской!

Предлагаю помочь оказать внимание мамам района, чьи сыновья погибли

в *горячих точках*

Надеюсь на Ваше понимание, Тамара Павловна.

 

Аватар пользователя /////////////
/////////////
194.190.171.167

вообще то это обязанность власти помнить о своих героях,,,  а вы увидели успешного предпринимателя сразу дайте денег Томара Павловна. Она их туда не посылала в горячие точки.

Аватар пользователя Maxxxx
Maxxxx
92.43.84.107

Реклама же? Правильно?

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки