Тема дня

26.04.2024 - 08:57

О ГОРОДЕ И О СЕБЕ. «В те времена думали о людях». Валентина Карташова — о деле жизни, быте вахтовиков и нелегких «нулевых»

Знаете, как пахнет свежераспиленное дерево? Этот аромат дороже всех духов (даже «Красной Москвы») для нашей героини. Лес — ее жизнь. Не раздумывая, Валентина Карташова поступила в лесотехнический техникум, уехала с мужем на Север и отдала лучшие годы леспромхозу. Говорит, что мотивацией к трудовым свершениям и добрым делам были люди: все были молодыми, идейными и дружными.

 

Валентина Карташова до сих пор вспоминает, как взяли шефство над двумя мальчишками, которые остались без родителей. Помнит про передовую бригаду Александра Колчанова и ноу-хау с рациями от секретаря комсомольской организации Павла Митрофанова. Как жили в ритме того времени, поставляя стране лес и думая о людях, Валентина Михайловна Карташова рассказала ИА «2 ГОРОДА».

На стене висит портрет Бориса Карташова — мужа Валентины Михайловны. Пара прожила вместе почти 50 лет.

Я родом с Урала. Окончила десять классов. С детства любила лес, поэтому поступила в лесотехнический техникум. Там познакомилась с будущим мужем. Позже Борис Пантилимонович окончил факультет журналистики и стал известным писателем. Прожили вместе почти 50 лет. Супруг ушел из жизни в 2019 году. Но как все начиналось…

В 1974 году мы переехали на Север. Были наслышаны, что там открываются леспромхозы. Поехали за романтикой и с желанием осваивать новые места. Помню, нас было шесть семей. Заказывали вагон, чтобы добраться до Агириша. Муж поехал первым. Устроился в производственный отдел леспромхоза. Днем работал, вечером строил жилье. Когда я приехала, уже стояла коробка дома. Внутри комнат были печки, оставались только отделочные работы. 

Первое впечатление о Севере? Много песка, мало насаждений (смеется). Но все равно душа была полна воодушевления и планов. Все только зарождалось и благоустраивалось.

Моего мужа заметили за его активную жизненную позицию, умение заступиться за человека и пригласили на работу инструктором в райком партии. Мы переехали в поселок Советский. Нам выделили квартиру, дочка пошла в детский сад. Я, следуя своей любви к лесу, пошла работать мастером погрузки в леспромхоз и проработала на предприятии всю жизнь.

Работа в лесу или работа с деревом для многих тогда было делом жизни.

С 1962 года леспромхоз начал свою историю существования, я приехала уже на предприятие, которое имело статус градообразующего. Поселок уже был обжитым. В начале трудовой деятельности сложностей не испытывала. На предприятии было развито наставничество, которое напоминало родительскую заботу. Мне во всем помогали, к тому же у меня уже был опыт работы в качестве мастера нижнего склада. Хочу отметить, что в те годы люди были изумительные! Мы жили дружно, была мощнейшая взаимовыручка! Тогда на предприятии числилось 1700 работников. На нашем балансе был ОРС, где работало 700 человек. Были очень сильные партийная организация, профсоюз и комитет ВКЛСМ.

Валентина Карташова до сих пор вспоминает горячую поддержку коллег, причем это касалось многих сфер жизни.

В чем выражалась поддержка? У нас было общежитие, где жили молодые семьи. Каждая из мамочек дежурила в организованной детской комнате и присматривала за детьми. В это время другие женщины могли отдохнуть или позаниматься своими делами.

Касаемо работы. Сначала я работала мастером погрузки древесины. Мы тогда подчинялись «Тюменьлеспрому», который распределял лес по всей стране и за ее пределы. Пиломатериалы шли в обработку: рудстойка (круглый лесоматериал хвойных пород для крепления горных выработок — прим. ИА «2 ГОРОДА») — в шахты, шпала — на железную дорогу. Затем, поработав инженером в производственном отделе, в 1984 году была избрана заместителем председателем профсоюзного комитета. В те времена был мощный профсоюз, все работали в содружестве.

Почему меня избрали на столь ответственную должность? Скорее всего, за мои лидерские качества, которые были заметны с детства. Также я заочно окончила Ленинградскую лесотехническую академию. Вступила в члены КПСС.

По роду своей работы приходилось знакомиться и общаться со всеми работниками предприятия. Самая главная задача — социальная помощь, защита прав работников. Бывало, что приходили сотрудники, недовольные действиями администрации леспромхоза. Например, были какие-то нарушения со стороны отдела кадров, такие как неправильно высчитанная льгота.

Профсоюзный комитет досконально разбирался в каждой ситуации и выяснял, почему с человеком поступили тем или и иным образом. Обычно решали вопрос, и администрация предприятия исправляла свои ошибки.

Повторюсь, что Советский лесопромышленный комбинат был на то время градообразующим предприятием. Жилье строил сам. Мы совместно с администрацией предприятия распределяли квартиры, в том числе в пятиэтажках в центре города. Жилье распределялось согласно списку очередности. Когда распался леспромхоз, этот список остался незакрытым, но все же большинство наших сотрудников успели встретить новоселье.

Мы старались с администрацией леспромхоза решать больше вопросов в области социальных благ. И вот мы как-то поставили вопрос: обеспечить жильем первопроходцев. Администрация пошла навстречу. Почти все те, кто стоял у истоков предприятия, получили квартиры в доме по ул. Киевская, 27.

В леспромхозе первопроходцы и ветераны Великой Отечественной войны были на особом контроле. Их чтили и поддерживали.

Когда я работала в профсоюзе, вся спортивная и культурная работа находилась на базе нашего комитета. У нас были свои спортсооружения, секции, тренеры. У леспромхоза был клуб бокса — «Ринг-80». Как не вспомнить Дом культуры «Сибирь», который тоже был под крылом предприятия. Там числился хороший штат творческих сотрудников, которые часто летали на вертолете с концертами в вахтовые поселки. Тем же вертолетом регулярно доставлялась периодическая печать.

В те времена условия для вахтовиков были на высшем уровне. Тогда думали о людях: была хорошая столовая, пекарня, библиотека, баня, общежитие.

«Химари» занимались заготовкой живицы. Предприятие, как могло, создавало людям «лесной комфорт».

На каждом переделе работ, в лесу и на нижнем складе создавались комсомольско-молодежные экипажи, бригады. Один из них возглавил Александр Колчанов: высокий, мощный, деловой. Он вывел свою бригаду в передовые. С его приходом появились вагончики, где были столовые. Приедешь туда, а там музыка играет, все чисто. Возводили самостроем квартиры. Многие дома частного сектора, который расположен за местной редакцией, построили наши ребята.

На лесосеке сучкорубами работали женщины. На фото в центре — Лидия Кузьминична Буянова, которая работала с основания леспромхоза, имеет множество наград, вырастила шестерых детей.

Секретарем комсомольской организации тогда был Павел Митрофанов, лидер по характеру. У него было столько идей и замыслов. С ним интересно было общаться и работать. Павел Петрович постоянно находился в поиске нового. Как пример, он установил рацию, чтобы в кабинетах ежедневно звучали новости о работе лесного предприятия.

Помню еще такой момент. Если какая-то бригада выполняла соцобязательства, то Павел Митрофанов садился в машину, брал торт и ехал поздравлять работников.

Кроме работы у меня были партийные задания. В память врезалась одна история. Мы шефствовали над двумя ребятами-школьниками, которые остались без родителей. При поддержке партийного бюро мы решили не оставлять детей без внимания. Помню, пришли к ним в гости на улицу Кирова, а в доме чистота! Вы можете себе это представить?! Младшего мальчика мы определили в зал бокса. Давали ребятам талоны на питание в нашу столовую. Старший мальчик окончил восемь классов и пришел работать в цех химподсочки. В этот период мы еще добились для них однокомнатной благоустроенной квартиры. Ребята до этого проживали в доме с печным отоплением. Мы боялись непоправимых последствий: они могли угореть или устроить пожар.

Валентина Михайловна не могла оставаться равнодушной к беде или просьбе коллег.

В начале 2000-х годов предприятие стало распадаться. Зарплату задерживали, потом вообще перестали выплачивать. Пришли новые руководители. Видимо, на фоне происходящего в стране им было трудно поднять леспромхоз на тот уровень. В 2004 году леспромхоз обанкротился. Люди находились в растерянности, не знали, как себя вести. Кто как мог выживал в те годы. Многие ушли в частную торговлю.

Рядом с леспромхозом был рынок, там продавалось все. Продукты в магазине были в дефиците, процветала талонная система. Часть продуктов брали из столовой предприятия, чтобы накормить детей. Предприятие обменивало лесопродукцию на продукты и товары первой необходимости. Было очень тяжело. В 1996 году я перешла из профсоюза в отдел охраны труда. Там и проработала до выхода на пенсию. Но дома я ни дня не сидела. Меня избрали председателем Совета ветеранов при администрации города Советский. Активно включилась в общественную работу. Мне хотелось поднять местных пенсионеров на активную жизнь в городе. Думаю, получилось. И получилось это при поддержке городской администрации и лично замглавы города Советского по соцвопросам Людмилы Осиповны Михайленко. Мы ввели на регулярной основе творческие вечера и дискотеки для старшего поколения. В Дом культуры на такие вечера приходило по 150 человек. Алексей Семенович Варивода предлагал свои услуги по обеспечению духовой музыкой. Мы возобновили празднование Дня работника леса и чествование своих тружеников. 

При поддержке Валентины Михайловны в городе Светском был возобновлен праздник ко Дню работников леса.

Позже организовали оздоровительные посещения базы отдыха «Окуневские зори». Мы участвовали в спортивных и культурных мероприятиях, были частью значимых событий в городе.

Со временем мы создали Совет ветеранов первичных ветеранских организаций и таким образом охватили весь город Советский.

Коммуникация была выстроена с властью и руководителями организаций.

Председателем Совета ветеранов я проработала девять лет, ушла в 2013 году.

Подводя итоги, хочу сказать, что мне нравилось общаться с людьми. Никакого негатива по отношению ко мне не было. Я, в свою очередь, не поддавалась эмоциям, старалась разрешить все мирно. Старалась помочь каждому обратившемуся. Когда сейчас встречаешь в городе бывших коллег, столько испытываешь радости и воодушевления. Жаль, что нашего поколения становится все меньше — уходят люди…

На фото — члены Совета ветеранов и лесозаготовительного производства.

Я благодарна судьбе, что работала в леспромхозе. Это мое. Когда заходишь в лесопильный цех и чувствуешь запах свежераспиленного дерева, это ни с чем не сравнимое ощущение!

 

Екатерина Чеховская

Фото автора

2604

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки