Тема дня

30.03.2018 - 11:33

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬИ. Роберт и Гулзада Сулаймановы. 50 оттенков киргизской самобытности

Если хочешь почувствовать себя «пупом земли», то обязательно приди в гости к киргизам. С порога тебя сразу же окружат радушным приемом и усладят взор колоритными костюмами. Приходишь и чувствуешь, будто тебя здесь ждали всю жизнь. А впереди полный стол угощений, задушевных бесед и переливчатых напевов под аккордеон. Именно так прошла наша встреча с дружной и большой семьей Сулаймановых, которая недавно обосновалась в Югорске и считает, что таежный край очень схож с их большой Родиной — Киргизией. А общее действительно есть… 

 

Об оленях на фарфоре и совместной встрече весны

После теплого приветствия следует приглашение к общему столу. Среди множества яств яркими оранжевыми пятнами выделяются фарфоровые пиалы, на которых смело уживается олень и бутон хлопка.

«Кыргызстан очень похож на Югру. Здесь тоже лес, речка... в общем, красота! Живем как будто у себя дома, только гор не хватает», — улыбаясь, говорит родственница семьи Сулаймановых Джанаткан Маташимова.

Почему Югра? Объясняют, что на их Родине беда с работой. Недолго поработав в Москве, в 2012 году взяли курс на Север. Глава семейства Роберт Сулайманов говорит, что многие его земляки приезжают сюда на заработки, но связывают свою жизнь с таежным краем на долгие годы. А бывает, что и навсегда. Поэтому создание общин здесь не редкость.

«В Югорске у нас официально зарегистрированной диаспоры пока нет. Но зато есть община — это около сотни наших сограждан. Мы вместе организуем праздники, концерты и другие мероприятия. Вот недавно приняли участие в Вороньем дне. Наши мужчины юрту соорудили, женщины наготовили угощений», — рассказывает Джанаткан Зарипбековна.

Если в Югре праздник весны — Вороний день, то в Киргизии — Новруз. Оба отмечают в марте: с песнями, обрядами и состязаниями. Отличие лишь в одном: празднуют Новруз почти две недели, начиная с 21 марта. В течение этого времени киргизы готовят много блюд и ходят друг к другу в гости. Кстати, впервые в Югорске масштабно отметили Новруз в прошлом году. Наши герои надеются, что это станет общей доброй традицией.

 

О современном взгляде на семью и борьбе с грехами

За общим столом мужчины сидят вместе, женщины — поодаль. Оно и понятно, в киргизской семье главный — мужчина, он и добытчик. За ним последнее слово. В семье Сулаймановых мужчины работают в сфере строительства, женщины — хранительницы очага, они главные по кухне, чистоте и уюту. Но даже здесь современные реалии диктуют свои условия.

«Если раньше у нас женщины сидели дома, занимались бытом и детьми, то сейчас многие работают и даже водят машину. Также много женщин в политике и бизнесе», — поясняет супруга Роберта Гулзада.  

У наших героев трое детей. Раньше, говорят, были очень большие семьи, в которых воспитывалось не менее шести детей. В последнее время многодетным быть не модно, да и трудно.

На что наши герои делают упор в воспитании детей? На раннее и всестороннее развитие.

«Стараемся, чтобы дети ходили в различные спортивные и музыкальные секции. Например, наш сын ходит на футбол, а дочка на танцы в «Лапушку», — рассказывает Гулзада.

В воспитании детей у киргизов прослеживаются две вещи: преемственность и большое желание дать ребенку образование.  

«Я сама медик. На Родине 20 лет проработала в санэпидцентре. В Москве дочку выучила в архитектурно-строительном колледже. Сын стал преподавателем, сейчас работает в Стамбуле. Нас моя мама тоже одна вырастила и всем дала образование», — с гордостью говорит Джанакант Зарипбековна.

Чтобы дети видели, как нелегко достается хлеб, родители берут их с собой на работу. С малых лет они приучают ребенка к труду и… борьбе с грехами. В семье Сулаймановых ежедневно читают намаз. В священный месяц Рамадан все вместе соблюдают пост.  

«Девочки начинают поститься с 12 лет, мальчики — и того раньше — с 7. В течение дня ничего нельзя кушать и пить. Только ночью. И так целый месяц. Считается, что пост — это борьба с удовольствиями, желаниями и грехами. В мечеть ходим каждый день, по возможности некоторые посещают и несколько раз», — рассказывает Роберт.

Говорят, что среди киргизов есть и православные. Наши герои относятся к этому спокойно, объясняя, что Бог един.

 

О неисчезающем колорите и покоряющем гостеприимстве

Самобытность. Первое, когда заходишь в дом к нашим героям, понимаешь, что здесь любят свою страну и все, что с ней связано. На лестнице, ведущей на второй этаж, нас приветливо встречает национальный флаг Киргизской Республики. В комнатах — обои с колоритными национальными узорами.

«Югорчане тоже такие стали клеить», — улыбаясь, говорит Роберт.

Не забывают здесь отмечать и свои мусульманские праздники. Для наших героев их два: Новруз и Курбан-байрам. Последний отмечают, как и положено, с восхвалениями Аллаха (такбир) и жертвоприношением барана или коровы. Мясом угощают всех голодных и нуждающихся. 

А еще здесь не изменяют традициям и носят национальные одеяния, головные уборы. Мужчины с гордостью ходят в калпаках из натурального войлока. В них не холодно и не жарко.

«Цвет калпака белый, обозначает снежные склоны гор. Окантовка у него разная: у мужчин из коричневой или черной ткани, у детей — красной. В калпаках ходят на работу, свадьбу и в гости. Интересно, что у этого головного убора есть свой праздник, который отмечают 5 марта», — рассказывает Роберт.

Вся одежда, как и головные уборы, только из натуральных составляющих.  

«У меня из шерсти сделана современная шляпа. Есть расписное узорами пальто: внутри — вата, сверху — вельвет. Из хлопка сделаны убранства в доме, например, вот эти колоритные, с декором циновки, на которых мы сейчас сидим», — объясняет Джанаткан Маташимова, указывая рукой на разноцветные подстилки.

Гостеприимство. Любого гостя, даже внезапного, здесь ждет радушный прием. Все самое лучшее ставится на стол. Блюда чередуются одно за другим. Прямо пир живота какой-то! Песни до утра, разговоры по душам. Мелодия разливается из всех музыкальных инструментов, в особом почете — аккордеон. Его чарующие звуки мы испытали на себе. После обильного застолья дядя семьи Урматбек Эсеналиев взял в руки аккордеон, и тут понеслось: песни, танцы… в общем, скуке здесь не место.

Уважение к старшим. У киргизов это в крови. Что скажут родители — закон. «Даже в мыслях нет перечить. Без родителей мы ничего не можем решать», — говорит Роберт.

Сажают пожилых родственников за общий стол на самые почетные места. Дети старикам помогают, как могут: строят дома, высылают деньги…

Терпение и трудолюбие. Этих качеств у киргизов не занимать! На них строится вся жизнь наших героев. Может быть, поэтому здесь нет места склокам и разводам, а дом — всегда полная чаша. Как говорят в семье Сулаймановых, «как потопаешь, так и полопаешь». Ни добавить, ни отнять.        

 

О живучих, но порой недешевых традициях

Наши герои свято хранят и следуют традициям своих предков. Все они связаны с самыми главными событиями в жизни любого человека.

Рождение ребенка. «Когда рождается ребенок, в мечети новорожденному обязательно читают в правое ухо аль-азан, а в левое — аль-икамат. Это мусульманские молитвы. Они защищают дите от шайтана, а также призывают к благочестию и добру», — поясняет Роберт.

Следующие обряды тоже весьма интересные. Например, новорожденному протирают десна фиником или медом и дают пригубить топленое масло, чтобы по жизни он как сыр в масле катался. Традиция суннат-туй — обрезание у мальчиков — до сих пор жива. «Обычно эту процедуру делает отец или специальный человек. Ее выполняют, когда мальчику исполняется 5 или 7 лет», — слышу от родственников.

Свадьба. Выбор за своих детей делают родители или это дело молодых?

«Раньше родители выбирали, не спрашивая молодых, нравится или не нравится. Сейчас такого нет. Причем много интернациональных пар, — говорит Роберт. — Но все равно перед свадьбой родители смотрят на семью жениха. Потом идут свататься. Со стороны жениха отдается калым. Обычно это деньги. Если перевести на рубли, то как минимум 200-350 тысяч. Это еще не считая домашних животных. На свадьбу уходит в среднем порядка полумиллиона рублей».

Идут под венец, как положено, после 18 лет. Разводы здесь редкость. Не удивительно, такой калым отдашь! Но это все шутки. Если серьезно, то молодая семья изначально строится на взаимном уважении и непререкаемом авторитете старших. А те в свою очередь всегда помогут советами из копилки своего житейского опыта.

 

В первый день родные невесты делают свадьбу у себя дома. Через неделю — главная церемония бракосочетания, которая обычно проходит в ресторане. На нее собираются не менее 200 родственников. Обычно невеста наряжается в расшитое белое платье, а жених облачается в темный вельветовый костюм. Празднуют свадьбу, как и многие другие народы, с песнями, танцами, катанием на машинах (правда, раньше ездили на лошадях). Конкурсы тоже есть, и их размах иногда впечатляет.

«У нас есть конкурс «улахан», где призом может стать машина. Причем бывает, что не одна! — говорит Гулдаза. — Из необычного, что можно увидеть на свадебном столе, это целиком запеченного барана».

Проводы в последний путь. Похороны у киргизов отличаются от традиционных мусульманских: проводится множество ритуалов, чтобы задобрить дух покойного.

«Молдо (местный священнослужитель — прим. авт.) читает Куран, родственники оплакивают утрату. В этот день не снимают головных уборов и напевают кошок айтуу — стихотворные причитания», — говорит Джанаткан Маташимова.

Хоронят умерших на второй день. Покойного оборачивают в саван и на носилках доставляют на кладбище. После погребения молдо читает жаназу — важную мусульманскую молитву. После похорон соблюдается необычная традиция — раздача одежды покойного. Поминают трижды: на третий день, седьмой и сороковой. Также отмечается годовщина. Поминки всегда пышные и богатые.

«Считается, что чем разнообразнее и насыщеннее аромат блюд на поминках, тем довольнее будет дух умершего. Обычно кто живет небогато, все равно следует этой традиции, залезая в большие долги», — делится нюансами Джанакант Зарипбековна.

 

Об изобилии мясного и пользе слабоалкогольного

Говорить о национальной кухне в семье Сулаймановых могут вечно. Причем не только говорить, но и показывать. Нам посчастливилось увидеть воочию, как готовится настоящий киргизский плов. К готовке присоединились их давние друзья — Самат и Айгерим Чакиевы.

«Основные ингредиенты плова — это рис, мясо, овощи и специя зира», — перечисляет Гулзада. В это время мужчины разогревают старинный казанок, перешедший по наследству. Затем на раскаленное дно с большим количеством масла закидывается головка репчатого лука.

«Как только он почернеет, выкидываем. Масло от этого становится очень ароматным. Потом очередь мяса, лука и моркови. Когда все обжарится, в ход идут специи и соль. Затем аккуратно раскладываем рис, заливаем водой и ждем 40 минут. Плов не размешиваем, готовится под крышкой. Подается с лепешками и свежими овощами», — делится рецептом Роберт.  

Из нашего разговора о национальной кухне становится понятно, что киргизы любят мясо, тесто и… пророщенную пшеницу.  

«Если барана режем, обязательно варим шурпу (мясной бульон). Потом делаем бешбармак (мясо и лапша в бульоне). Очень любим манты, — говорит друг семьи Айгирим. — А в период празднования Новруза делаем сумаляк из пророщенной пшеницы, масла и муки. Он варится всю ночь. Это весеннее блюдо, которое восстанавливает силы и дарит бодрость, утраченную за зиму».

Если говорить о том, где еще применяют пророщенную пшеницу, можно назвать излюбленный напиток киргизов — бозо. Помимо пшеницы, в нем есть пшено и солод. По цвету напоминает сыворотку, по вкусу — квас. Бозо имеет свой градус, поэтому после него за руль не садятся. И все же в этом случае можно сказать, что бозо пить — здоровью не вредить. Он лечит от анемии, помогает чистить почки и повышает иммунитет. А чтобы было хорошее пищеварение, его употребляют вместе с мясными блюдами.

Из непривычного и диковинного удалось отведать курут. Иностранцы называют его киргизским сухим сыром. Это кисломолочный продукт в виде небольших шариков, который делают из айрана. Вкус соленый. Бывает с перцем. Многие поначалу его не воспринимают.

«Но русские друзья приспособились его использовать в качестве закуски к пиву. Как сухарики», — улыбается Роберт.

В семье Сулаймановых очень любят сладости. Любимое лакомство с чаем — боорсок — жареные во фритюре в казане кусочки дрожжевого теста. Есть сходство с хворостом. Популярное у киргизов лакомство нават (вареный сахар). Обычно он готовится из сахарного сиропа или виноградного сока. Для пикантности добавляют специи. Ни одно чаепитие не обходится без большого блюда с сухофруктами и орехами. Также к чаю подают горный мед.

Что самое любимое из русской кухни? Все однозначно заявляют, что это борщ. И добавляют, что еще полюбили северные дары природы, поэтому на их столе всегда можно увидеть маринованные грузди и брусничный морс.

Чем им дорога Югра? Отвечают, что добрыми сердцами людей. 

«Когда мы приехали сюда, нас очень хорошо и тепло приняли. Помогали нам, давали ценные советы. Сейчас у нас здесь много друзей, — говорит Роберт Сулайманов. — Как сказал один из наших поэтов, Россия, мы с тобой. Я  немного переиначу и скажу: «Югра, мы с тобой!».

 

КАТЯ ЧЕХОВА

ИА «2 ГОРОДА»

Фото автора

Материал социально значимого проекта осуществлен на средства гранта Департамента общественных и внешних связей ХМАО-Югры.

3345

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки