Тема дня

25.10.2017 - 08:58

РЕПЛИКА ПО ПОВОДУ. Анна Зайцева. Услышьте нас! Хотим помощи по факту, а не пустых обещаний

Главная проблема семей с особенными детьми в Югорске — получить образование. Здесь нет специалистов, в нашем случае сурдопедагогов, для слабослышащих детей. Еще в 2012 году в городе проходил круглый стол, на котором прозвучало обещание от социальных работников решить эту проблему, но воз и ныне там. Скорее всего, нет заинтересованности в наших проблемах. Может, потому, что деток с таким диагнозом не так много. Сейчас мы столкнулись с трудностями со сдачей экзаменов по окончанию 9-го класса. 

В середине 2000-х годов нам сказали, что здесь нет условий для обучения особенных детей. Когда Саше исполнилось 6 лет, он прошел ПМПК (психилого-медико-педагогическая комиссия — прим. авт.). Тогда нам выдали путевку в интернат, который находится  в Излучинске. На тот момент я не разбиралась в образовательной системе, поэтому, посовещавшись с мужем, было принято решение отправить сына в интернат. Но там Саша начал очень сильно болеть, и мы поняли, что этот вариант не для нас. За это время я уже успела познакомиться с законами. Я знала, что в законе «Об образовании в РФ» написано, что каждый ребенок имеет право получать образование там, где он проживает. А тем более если ребенок имеет полноценную семью и условия для проживания, почему он должен быть лишен всего этого?

Несколько месяцев я оббивала пороги Управления образования, доказывая то, что мой ребенок имеет полное право обучаться в Югорске. Тем более что у сына сохранный интеллект. Кстати, уже тогда в школах центральной полосы России активно внедрялось инклюзивное образование — это когда детки с особенностями могли обучаться наравне со здоровыми. Почему Саша должен быть лишен таких же условий? В итоге нам все же разрешили учиться в начальной школе. Четыре года мы проходили обучение на базе реабилитационного центра «Солнышко». Затем я поставила в известность специалистов Управления образования, что мой ребенок и дальше будет здесь обучаться, хотя администрация третьей школы на то время, возможно, надеялась, что мы сменим место жительства, ведь, по мнению некоторых, нет таких детей — нет и проблем.

На тот момент я уже знала, что в округе есть школы, которые работают со слабослышащими детьми. Они были в Нижневартовске и Сургуте. Я неоднократно рекомендовала работникам Управления образования выйти на них для того, чтобы взять методики или съездить и посмотреть на опыт их работы с особенными детками. Это пошло бы на пользу и облегчило работу наших учителей, однако этого сделано не было. Хотя в третьей школе (года 3-4 назад) прошли семинары о клинических заболеваниях в сурдопедагогике, приезжала профессор из Сургута, но не могу сказать об их пользе. Это как рассказать врачам о каких-то педагогических особенностях... Смысл? Как это может помочь?

Единственный выход на сегодня — это обучение на дому. Хотя сначала мы решили попробовать обучение в школе и походить на индивидуальные занятия. Но дело в том, что опыт третьей школы показал мне, что подход к индивидуальным занятиям для особенных детей не очень корректный. Я считаю, что это нарушение прав ребенка. Не имея возможности заниматься в кабинете, занятия проводились чуть ли не в коридоре. Или же урок проходил в кабинете, где сидят сразу несколько учителей и детей, которые занимаются по разным предметам. Я считаю, что это не совсем правильно, ведь это должен быть полноценный урок, а не продленка… Поэтому мы перевелись на домашнее обучение.

На самом деле я очень благодарна нашим учителям-предметникам и классному руководителю начальной школы. Они нашли подход к Саше и стараются по максимуму донести до него знания, хотя это не всегда легко. Поначалу учителя приходили с вопросом в глазах: как мы будем заниматься с таким ребенком? Но я им объяснила, что всегда рядом, и то, что он не смог сделать на уроке, мы сделаем потом самостоятельно. А так как Саша добродушный и коммуникабельный ребенок, он всех педагогов быстро расположил к себе. Просто нужно понимание того, что слабослышащий ребенок не в состоянии решать вопросы и задачи наравне с полноценно здоровым и слышащим ребенком. И порой достаточно изменить подход, форму задания, и все становится понимаемым и решаемым.

Сейчас сын обучается в 9-м классе, у него индивидуальное обучение. Впереди экзамены. Мы их сдаем по облегченной форме, так как ребенок — инвалид по слуху. Но в любом случае Управление образования и завучи, отвечающие непосредственно за сдачу экзаменов, не готовы к такому ученику. Они не знают, в какой форме ребенок будет их сдавать. Хотя законом определено, что дети-инвалиды или дети с ОВЗ сдают ГВЭ — государственный выпускной экзамен, где определены условия: продолжительность экзамена увеличена на 1,5 часа, и есть возможность помощи тьютора при заполнении бланков и объяснении задания.

Но меня, как маму, больше беспокоит не форма экзамена, а подача заданий на экзамене, доступных для понимания слабослышащего ребенка со сниженным словарным запасом ввиду основного заболевания. Ведь понять какие-то задания, прописанные сложным языком, ему будет не по силам. Нужны адаптивные задания для таких деток. Вроде обещают что-то сделать, но обещаний за эти годы мы услышали очень много…

В целом у нас в городе не особо готовы к инклюзивному образованию. Из разговоров с мамами особенных детей знаю, что и по другим школам есть разного рода проблемы. Например, образовательные системы в школах не адаптируются под особенных деток. Со здоровыми детьми не ведется воспитательной работы, чтобы научить их быть более внимательными и толерантными к особенным людям. А ведь от подобных проблем никто не застрахован! К участию в жизни школы таких деток тоже не особенно приглашают, да и терпимости в людях очень мало. Родители здоровых детей не объясняют своим чадам, что среди них живут дети с особенностями, которым нужны помощь и поддержка, а иногда и просто доброе слово, а не указывание пальцем и насмешливый или крайне назойливый взгляд. Да и сами взрослые подчас очень жестоки или безразличны. Хочется изменить отношение людей, чиновников и педагогов к особенным детям. Чтобы была помощь по факту, а не пустые обещания.

 

Подготовила КАТЯ ЧЕХОВА

ИА «2 ГОРОДА»

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА АННЫ ЗАЙЦЕВОЙ

3387

Комментарии

Добавить комментарий

Размещая комментарий на портале, Вы соглашаетесь с его правилами. Проявление неуважения, высказывания оскорбительного характера, а также разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной розни запрещены. Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин. Если Вы не согласны с правилами – не размещайте комментарии на этом ресурсе.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки